Мичуринский драматический театр

ПРОЛОГ К ПРЕМЬЕРЕ

Каждый новый спектакль – разговор театра о важном, и самом, что ни на есть, сущностном. Тему разговора задаёт сам литературный или драматургический текст. Как обычно. Но в случае с Пушкинским «Выстрелом» у нас в театре всё не совсем так.
Если вы читали повесть А. Пушкина, то можете предположить, что спектакль будет о «подвигах, о доблестях, о славе», и, конечно, о гусарах, чести и достоинстве. Об этом на спектакле зрители увидят и услышат, события нашей истории дадут возможность зрителям испытать шок и радость, но не только. Молодой режиссёр вместе со своим соавтором, драматургом А. Казюхановым, решили обратить наше внимание на «отложенный выстрел» Сильвио.
У Пушкина Сильвио и граф Б. поссорились из-за дамы, но равнодушие графа к поединку, взбесило страстного Сильвио, он отложил свой выстрел в соперника.
Сам по себе, отложенный выстрел, не представляется сильно разрушительным. Отложили и отложили! Стоит ли о нём говорить. Но. Надо понять, что такое в нашей жизни есть – «отложенный выстрел»? В разговоре о важном, этот « не выстрел» становится категорией нравственной. Он на наших глазах вырастает до акта возможного возмездия, до висящего над нашей головой тяжёлого груза, на неотвратимой стреле башенного крана. «Отложенный выстрел» может обернуться в «отложенное свидание: «Вернусь, встретимся»! Но встретимся ли? Сколько у каждого из нас этих «не встреч», «не посидели»…. Помните, у Ю. Левитанского
…Так и жили — наскоро,
и дружили наскоро,
не жалея тратили,
не скупясь дарили.
Жизнь прошла — как не было.
Не поговорили.
Можно отложить обед, посещение музея, выставки, и это, часто, поправимо. Но пропустить обещанный семейный обед, встречу с мамой-папой, с другом, со старшими членами семьи, — это очень рискованный вариант «отложенной встречи», можно и не встретиться.
Подобные размышления чаще присущи людям постарше, но наш молодой режиссёр «и жить торопиться, и чувствовать спешит».
Молодая, тоненькая, обаятельная девушка, родилась в творческой, замечательной, дружной семье. Пропитанная счастьем и любовью, она успешно окончила четыре учебных заведения, три из них – высшие, играла в театре, кино, руководила театральной студией, ставит театральные спектакли, пишет сценарии, успешно участвует в творческих проектах.
По её выражению: «Выходным мы можем считать только сон и свободное утро после него». Евгении всегда «очень хочется сделать для артистов и зрителей всё, что в моих силах, отдать всё самое лучшее. Для меня это показатель любви…и, скорее всего, так и есть. Театр, спектакль – это БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАБОТА. В ней есть очень много сердца и человеческого тепла, особенно в наших взаимоотношениях с артистами. На вопрос, ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ ТЕБЯ – ТЕАТР? Она быстро отвечает: «Место, где можно создавать любые миры»! Не это ли так манит в театре? Она уверена, что «потратить себя полностью, отдаться на пределе таланта тому, что так быстро погибнет – огромное счастье! Ведь, когда знаешь, что придёт смерть, экономить себя не имеет смысла».
Но как создать свой мир не ради переделки автора, а чтобы открыть новые, неожиданные смыслы в известном тексте и любимом авторе?!
Евгения Вартановна захотела открыть своего Пушкина с позиции не юных гусар, а людей, переживших свои «отложенные выстрелы», «не встречи», «не признания», узнавших максимальную цену своему показному равнодушию, скрытности своих чувств.
«Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт».
Сегодня мы тратим очень много сил на то, чтобы скрывать себя настоящих. В поиске необходимой безопасности, мы старательно скрываем в нас, возникающие импульсы, боимся проявиться. Но может быть, наши силы надо тратить, чтобы учиться быть собой, не бояться себя, а быть собой? В этом важную роль играет театр и всевозможные искусства. Только «искусство открывает человеку самого себя. Когда человек боится признаться себе в чём-то, а об этом говорит искусство, он перестает ощущать одиночество. Искусство — связующее вещество. Один человек начинает думать, что у другого такие же мысли, и он не боится говорить с ним об этом. Сегодня, когда люди боятся общаться, открываться, говорят на слэнге, скрываются за словами, — искусство их открывает» (Юрий Норштейн)
В будущем спектакле граф Б. и Сильвио смотрят на себя молодых, на свои безрассудные конфликты с позиции нас, зрителей. Через дистанцию, прожитых лет. Мы, зрители, все события на сцене будем невольно видеть глазами наших героев. Мы объединим наше понимание происходящего.
Ведь, чтобы мы не говорили, о чём бы, не спорили, а жизнь проходит. Иногда нужна очень большая дистанция, чтобы осознать, как мы не правильно распорядились своею жизнью. Так много не сказали добрых слов своим друзьям, так мало и редко говорили о своей любви маме, жене, близкому человеку. Не признались, не повинились, не посочувствовали, прошли мимо, не обратили внимание… Не остановились, не вернулись, – а могли! Могли!
Давно известно, человек задним умом силён, почему мы так спешим, рубим сгоряча, рушим всё и выбиваем скамейки из-под ног, а потом?! А потом застреваем в собственной колее переживаний, сожалений и печали. И с горечью осознаём, что жизнь не всегда можно переписать набело, что сделанного, сказанного, наотмашь брошенного – уже не вернёшь. Невозможно вернуться назад, переписать свой вчерашний беловик на другой ещё более белый беловик, сегодняшний или – завтрашний. Не получится вернуться, но из дня сегодняшнего очень важно вспоминать «вчера».
Мой любимый день – завтра, но важный для меня день – позавчера. Как писал Федерико Феллини: «Только оглядываясь назад, мы узнаём, что было великим моментом в нашей жизни». Как жаль, что только «…во дни сомнений, во дни тягостных раздумий» мы с раскаянием переживаем недосказанное, недопонятое, недопережитое. Но уже не вернуться, не досказать, не объясниться, не увидеть радость в любимых глазах. Радость взаимопонимания и прощения. А жизнь проходит. И даже вечером бывает поздно изменить сказанное утром. Но!
Жизнь, порой, совсем неожиданно даёт шанс, чтобы вернуться, досказать, признаться. Надо только быть готовым к этому шансу, не пропустить бы этот миг!
«Не бойтесь всё на карту бросить,
И прожитое зачеркнуть.
Из дома выйдя в непогоду,
Взбодрите дух, пришпорьте плоть,
Не бойтесь тасовать колоду,
Пытайтесь, пытайтесь,
Пытайтесь жизнь перебороть!» … Но это уже совсем другая история!
Никогда не откладывайте встречу с новым, неожиданным, интересным в театре. Мало быть только профессионалом, важно быть человеком интересующимся, готовым идти вперёд, открывать и меняться. До премьеры спектакля осталось чуть больше месяца. Театр живёт стремительно, не успеваем начать, а премьера уже рядом. Невозможно жизнь превращать в память и постоянно считать, сколько у нас отложенных встреч, свиданий, признаний.

Автор – заведующая литературной части Н.Е. Андреева.