Мичуринский драматический театр

История театра

Мичуринский драматический театр – театр с историей. Не успеем оглянуться, как ему исполнится 130 лет. И на протяжении всех лет, он служил воспитанию и просвещению, средствами сцены.

«Театр — это не рассказ о любви, это она сама — любовь. И значит, вас двое: ты и зритель». Е.П. Леонов

Весной 1897 года “Тамбовские губернские ведомости” сообщали о предполагаемой постройке в Козлове зимнего театра на частные средства купцов Злобиных, Адриана Алексеевича и его сына Александра. Было подписано разрешение перестроить под театр их табачную фабрику (предположительно, угол улиц Московской и Архангельской – ныне на этом месте здание городской администрации).

Театр А.А, Злобина был открыт в Козлове 30 ноября 1897 года. Он получился большим, четырёхъярусным, на 600 мест. Здание стало первым и единственным в Тамбовской губернии, построенным как театр.

Появление такого театра было воспринято одними восторженно, другими – как вызов и нарушение привычного уклада жизни… Но… в день открытия театра “…целое море рукоплесканий приветствовало появление Злобина на сцене…”

Первый антрепренёр театра Семен Иванович Томский для открытия сезона выбрал пьесу французского драматурга В. Сарду “Надо разводиться”. В течение сезона были поставлены “Лес” и “Без вины виноватые” А. Н. Островского. Примером для Томского были идеи К.С. Станиславского о будущем театре: общедоступность, высокая художественность и нравственность.

Среди тех, кто стоял у истоков Козловского театра, мы обязаны назвать Воронова Николая Алексеевича, учителя городского училища, одного из устроителей общества народных чтений, неоднократно ставившего спектакли. Он разделял взгляды С.И. Томского на театр и всю жизнь старался им следовать.

С. И. Томский. Первый антрепренер Козловского театра в 1897 г.
С. И. Томский. Первый антрепренёр Козловского театра в 1897 г.
Н. А. Воронов. Устроитель Козловского театра в 1897 и 1913 гг.
Н. А. Воронов. Устроитель Козловского театра в 1897 и 1913 гг.

Драматические спектакли чередовались с оперными и опереточными. Так, зимой 1900 года была поставлена опера А. Верстовского (земляка) “Аскольдова могила”, а летом – “Иван Сусанин”, “Евгений Онегин”, “Демон”, “Кармен”, “Русалка” и “Пиковая дама”.

Радость публике доставляли приезды мастеров сцены, таких, как братья Адельгейм, поставивших в 1901 году “Уриэль Акосту”, “Разбойников” и “Шейлока”. А в дилогии “Смерть Иоанна Грозного” и “Царь Фёдор Иоаннович” играли Василий Долматов и знаменитый трагик Павел Орленев. В 1901 году право на театр Злобин передал купцу Полянскому.

В 1904 году в Козловском театре выступала труппа под руководством И. Собольщикова-Самарина, по мизансценам МХАТ сыгравшая “Вишнёвый сад” А. Чехова. Через год появился знаменитый Мамонт Дальский, принявший участие в “Женитьбе Белугина” А. Островского.

Состояние здания театра вынудило в 1910 году его закрыть, имущество распродать. Его владельцы братья Полянские устроили в нём склад махорки. А в ночь 9 (22) декабря в здании начался пожар и оно сгорело. Пожар продолжал дымиться более 10 суток. Так, в 1910 году город Козлов остался без театра. С утратой своего театра козловская общественность смириться не могла. И уже в декабре 1912 года газета “Козловская жизнь” сообщала, что проектируется театр, который даст возможность сделать его общедоступным. Построен театр на Питейной (Гоголевской) улице, где он стоит и по сей день.

Строительство началось весной 1913 года, а уже 17 декабря того же года театр открыл сезон спектаклем “Дядя Ваня” А. Чехова. В этом спектакле приняли участие артисты Художественного театра К. Массалитинов, П. Павлов, Н. Горич. Налаживал и обеспечивал связь столичных театров с провинциальными собратьями С. Воронов (сын Н.А. Воронова), артист МХАТа, чьей игрой в “Братьях Карамазовых” был доволен сам Станиславский. В последующие два года в спектаклях Козловского театра играли актриса Малого театра О. Садовская (“Свои люди – сочтемся” и “Последняя жертва” А. Островского) и И. Берсенев, будущий народный артист СССР. На сцене Козловского театра танцевала великая Гельцер.

Сергей Николаевич Воронов – сын Н.А. Воронова, артист МХТ, режиссёр, пайщик Театра “Товарищества Разумных Развлечений”
Здание театра, 1913 г.
Здание театра, 1913 г.

Отметим и такой любопытный факт: в 1914 году в Козлове было создано отделение Всероссийского театрального общества.

В 1915 г. в театр был назначен управляющий, позже директор театра – С.Ф. Корнилов, необыкновенно талантливый организатор, администратор и директор, бессменно прослуживший в театре с 1915 по 1941 год. Он был для театра всем: отцом, нянькой, судьёй и покровителем.

Семь лет (1918-1925) художником-декоратором работал в театре будущий Президент Академии художеств СССР А. М. Герасимов. С.Ф. Корнилов вспоминал о совместной с ним работе с любовью и восхищением: «А. Герасимов на сцене творил чудеса».

С.Ф. Корнилов
С.Ф. Корнилов
А.М. Герасимов
А.М. Герасимов
В.В. Галл-Савальский
В.В. Галл-Савальский

С 1918 года после переезда из Москвы в театре начал работать Владимир Владимирович Галл-Савальский (1873 – 1939), ставший впоследствии художественным руководителем театра и драматической студии. Среди его учеников Р. Петухова – актриса театра им. Вахтангова, М. Калашникова – работник Московского передвижного театра и Н. И. Курочкин – актёр и режиссёр МХАТа, в 1957-1958 годах он продолжил дело своего учителя, был главным режиссёром нашего театра.

В 1937 году театр получил своё настоящее название: Мичуринский драматический театр. Название театра менялось, но оставались неизменными направления его деятельности – общедоступность, профессионализм и качественный репертуар органично сочетающий классические и современные пьесы.

В годы Великой Отечественной войны театр работает в военном режиме, концертные бригады выступают в госпиталях и прифронтовых частях. Главные режиссёры театра в это нелёгкое время – А. Гиацинтов (1941 – 1942), Н. Верминский (1942 – 1944).

Фото Мичуринского театра 1940-1941 гг. перед выездом на гастроли

Николай Михайлович Верминский – актёр, режиссёр.
Фото спектакля Н. Верминского “Принцесса Турандот” – 1942 год

Николай Иванович ВЕРМИНСКИЙ – в Мичуринском драматическом театре был художественным руководителем (с 1942 по 1944 г.). С коллективом работал спокойно, вдумчиво и профессионально. Он понимал, что ждут от театра измученные войной его зрители. Поэтому одним из первых его спектаклей летом 1942 года стала романтическая сказка, спектакль – праздник «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Выбор режиссера стал счастливым для театра. Спектакль собирал полные залы. Праздник был необходим, а во время военного лихолетья он был возможен только в театре. За время своей чёткой работы, он поставил «Ключи Берлина» М. Карима, «Русские люди» К. Симонова (1942), «Слуга двух господ» К. Гольдони и «Нечистая сила» А. Толстой. По его приглашению, режиссёр из Тамбова Лев Эльстон поставил героическую комедию «Давным – давно» (1944), которую зритель принимал восторженно.


После окончания войны в труппу театра было принято много её участников, которые навсегда останутся в памяти театра. Мы называем их «БЕССМЕРТНЫМ ПОЛКОМ» нашего театра. Сегодня в нём 20 человек, каждый из них – герой, им посвящён раздел сайта «Бессмертный полк». Трое из них навсегда связали свои жизни с Мичуринским драматическим театром – И.Н. Полянский, В.П. Соколов и художник – А.Д. Кременецкий


Полянский Иван Николаевич (1918 – 1993) – заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского начинал свою работу в Мичуринском театре учеником электрика. Больше 30 лет работал И. Н. Полянский на сцене Мичуринского театра вместе со своей женой заслуженной артисткой РСФСР В. Т. Ключанской. Каждый из них отдал сцене не менее 50 лет своей жизни. Сразу после войны играл Буланова в пьесе «Лес», Олега Кошевого – «Молодая гвардия», в спектакле «Сердце не камень» А.Н. Островского Полянский играл Потапа Потаповича Коркунова, а в 1965 году – первый раз играл роль Ленина в спектакле «Третья патетическая» режиссёра В. Малашенко. В 1974 году – он первый в истории нашего театра актёр, получил почётное звание Заслуженный артист РСФСР, в 1981 г. он стал первым артистом провинциального театра, получившим Государственную премию РСФСР им. К.С. Станиславского. Перед войной И. Н. Полянский закончил Воронежское театральное училище.

И.Н. Полянский в спектакле “Плутни Скапена”, роль – Аргант

Соколов Василий Павлович (31.03.1912, Нижегородская губ. – 11.01.1984, Мичуринск)  – уроженец села Тепло-Троицкого Д.- Константиновского района Нижегородской обл. Он с первого сезона был опорой и необходимым героем в театре. Артист, режиссёр, директор, душа коллектива. Похоронен в Мичуринске. Он много и успешно играл: Бакин («Таланты и поклонники» А. Островского), Иван Туркенич («Молодая гвардия» Фадеева), Ваня Кудряш («Гроза» А. Островского), Тетерев («Мещане» Горького), Иван Коломийцев, Барон – («На дне» М. Горького), отец Вронского – «Анна Каренина» Л.Н. Толстой, Кондрата Майданникова в «Поднятой целине» М. Шолохова, Кнуров – «Бесприданница» А.Н. Островский. Был бесконечно предан своему театру и делал всё для его успешной работы. По сей день память об артисте продолжает жить в стенах театра. Артисты и сотрудники всегда с любовью и благодарностью вспоминают о В. П. Соколове.

Артист В.П. Соколов в роли Коковани (Дедушки) – спектакль Е. Пермяк (Режиссер – В. Соломко, художник – И.Н. Сазыкин, музыка – В. Ширинского) 1979 г.

Кременецкий Анатолий Дмитриевич (1920 – 1989) – художник – постановщик Мичуринского драматического театра (1946 -1985). Он любил работать с режиссёрами, увлечённо искал художественное решение каждого спектакля, в своих поисках был созвучен творчеству театральной сценографии своего времени.

А. Кременецкий, В.П. Соколов – Тамбов, август 1950 г.

В жизни
В роли Ульяны Громовой – спектакль “Молодая гвардия”
В. Т. Ключанская
В роли тёти Матильды – спектакль “Дикарь” А. Кассона

Ключанская Валентина Тихоновна (1921 – 1995) – заслуженная артистка РСФСР (1977 г.) Больше 30 лет она служила вместе с мужем И.Н. Полянским на сцене Мичуринского драматического театра (с 1945 по 1948 гг. и с 1963 по 1988 гг.). Вместе они отдали театру 100 лет своей жизни. С первых лет она много и ярко играла: Леонора – «День чудесных обманов» Р. Шеридана, Акулина – «Мещане» М. Горького, Матушка Кураж в одноимённом спектакля В. Петрова по пьесе Б. Брехта, «Васса» М. Горького. «Вдумчивый мастер, она понимает, что из простоты можно больше извлечь, и играет предельно просто. Непосредственность и разум сливаются в её роли воедино в этой работе». Г. Гладких. Талантливая актриса, ей были подвластны комедийные роли и трагические, много лет она была ведущим мастером сцены театра, исполняющая почти все главные и заглавные роли.

В 1940 г. закончила Воронежское театральное училище. В сентябре 1977 г. В. Т. Ключанская получила почётное звание засл. арт. РСФСР. Много лет актриса была на первых ролях, независимо от жанров спектаклей: в комедиях, трагедиях и драмах. Работала также в Вольском и Кинешемском театрах.


Соломон Борисович Туров – художественный руководитель театра
с 1946 по 1948 год.

Он интенсивно и мастерски продолжил дальнейшее развитие творческого роста театра. По словам И.Н. Полянского: «Он пришёл в наш театр прямо из госпиталя. И сразу покорил труппу своей творческой одержимостью, умением чётко организовать работу коллектива. Во время войны и послевоенное время театр выпускал спектакли за 13 дней. Туров восстал против этого. В Отчёте художественного руководителя театра на закрытом партийном собрании С.Б. Туров говорил: «Над спектаклями надо работать более качественно и за «более длительное время».

Поставил много спектаклей: «За тех, кто в море» Б. Лавренев, «Молодая гвардия» А. Фадеев, «Кремлевские куранты» Н. Погодин, «День чудесных обманов» Р. Шеридан, «Отелло», «Встреча с юностью» А. Арбузов и другие. Очень ответственно и серьёзно относился к выпуску спектаклей.


Леонид Викторович Луккер (1905 – 2001) – артист, режиссёр
“Непокорённая полтавчанка” П. Лубенского (Постановка главного режиссёра театра – Л. Луккера) 1951 г. На фото в центре в роли Ляли Убийвовк – арт. М.Н. Корнилова

За долгую жизнь в искусстве работал в более 10 российских театрах, поставил более сотни спектаклей. Ровесник века, он был знаком со Станиславским и Мейерхольдом, пил пиво с самим Будённым и однажды встречался с Владимиром Маяковским. Личностное отношение Л. В. Луккера к чуду театра выражалось так: “Я отлично себя чувствовал, когда подошва ощущала ковёр сцены. Сразу наступал творческий подъём, уверенность в себе и нужное настроение… Я до сих пор помню это чувство: переступил границу, ощутил под ногами ковёр и начал жить другой жизнью – по законам театра. У меня чувство сцены осталось на подошвах…” Л. В. Луккер работал главным режиссёром Мичуринского театра с 1950 по 1952 гг. Талантливый организатор, который привлёк к театру много творческой молодёжи.

По итогам первых гастролей театра в Тамбов, в областной газете, к общей радости, артисты и наши зрители могли прочесть: «Существенным достоинством коллектива Мичуринского театра является стремление к ансамблю, к подлинной сценической правде.» Е. Ходунова, «Тамбовская правда» 1951 г.

Спектакль “На дне” 1952 г. Режиссер – Л. Луккер
Народная артистка СССР В.Н. Пашенная после спектакля “Калиновая роща” А. Корнейчука (режиссёр – Л. Луккер) с коллективом Мичуринского театра. 1952 год.

1950–1970-е гг. – период творческого расцвета театра. Главные режиссеры в это время: П. Ермилов, Н. Курочкин, Е. Еникеев, Г. Абдулов, К. Кякшто, Д. Сухачёв, А. Ильиных. В конце 50х в репертуаре театра идут: «Калиновая роща» А. Корнейчука, «Свадьба с приданым» Дьяконова, «Барабанщица» А. Салынского, «Иркутская история» А. Арбузова, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Мария Тюдор» В. Гюго, «Овод» Э. Войнич, «Трибунал» А. Макаёнка, «Парень из нашего города» К. Симонов, и др.


П. Д. Ермилов - главный режиссер театра 1952-53 гг.
П. Д. Ермилов – главный режиссёр театра 1952-53 гг.

Павел Дмитриевич Ермилов (1901 – 1992), артист, режиссёр. Происходил из рабочей династии тульских мастеров-оружейников. Учился в Грибоедовской студии. Вступил в МХАТ 2-й при его создании как рабочий сцены, участвовал в массовке. В 1929-1935 годах – второй режиссёр. В режиссёрском соавторстве с Е.А. Гуровым осуществил постановку «Комика XVII столетия». После ликвидации театра служил в провинции. В 1937-1940 – художественный руководитель Абхазского государственного театра, работа на Тбилисской киностудии («Грузия-фильм»), главный режиссёр Майкопского областного театра и Владимирского драматического театра. В 1952-1953 – главный режиссёр в Мичуринском драматическом театре. Позже работал в театрах Дагестана, Златоуста. В конце 50-х вновь приехал в Мичуринск, ставил спектакли в театре, работал в Тамбовском отделении Всесоюзного общества “Знание”. Поставил спектакли: «Светит, да не греет» А. Островский, «Овод» Э. Войнич, «Дорогой бессмертия» В. Брагин, Г. Товстоногов.


Дмитрий Дульский в роли Николая Курочкина в спектакле “Свадьба с приданным” Н. Дьяконова.

Дмитрий Иванович Дульский (1921 – 2008).

Он не был в Мичуринске главным режиссёром, но он так много ставил у нас спектаклей, играл, организовывал и проводил творческие вечера, капустники, что не рассказать о нём мы не имеем право. Работал у нас пять лет, а поставил не меньше 20 спектаклей для детей, взрослых и всех вместе: «Женитьба Бальзаминова» А. Островского, «В день отдыха» В. Катаева, «Последние» и «Мещане» А.М. Горького, «Свадьба с приданным» Н. Дьяконова, Анна Каренина» Л. Толстого и мн. других.

Он окончил Свердловское театральное училище, актерский факультет в 1942 году. Начинал свой творческий путь в Николаевском теат­ре им. В. Чкалова, эвакуированном на Урал. Затем были Тульский и Мичуринский театры, артист был так творчески активен, что его вместе с его женой, актрисой нашего театра Марией Николаевной Корниловой,  были приглашены в Тамбовский театр драмы. Где они проработали до последних дней жизни.

Старожилы города, традиционно любящие свой театр, нет-нет и вспомнят:

«Вот были Дульский и Корнилова, вот это были актёры!»

Заслуженная артистка РФ Мичуринского драмтеатра Татьяна Николаева вспоминает:

«Когда он входил, то вокруг становилось светлее, что-то внутри тебя щёлкало, и хотелось сразу же вместе с ним двигаться вперёд. Я всегда видела лёгкого, летящего человека и очень обаятельного».

Д.И. Дульский – артист, режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (10.12.1963).

Мария Николаевна Корнилова родилась 6 августа 1920 г. в Козлове (ныне Мичуринск). Заслуженная артистка РСФСР (5.10.1959). В 1944 г. окончила Воронежское театральное училище, после чего начала работать в театре родного города. Тогда же была приглашена в Тамбовский театр, где с большим успехом играла в спектаклях главные роли: Шурочки Азаровой «Давным-давно» А. Гладкова, Варя в спектакле «Встреча в тумане» Ф. Кнорре, Виолу в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира.

Закончив театральный сезон, молодая актриса вернулась в Мичуринск, где прослужила до 1955 г.

На Мичуринской сцене Маша Корнилова, так её все звали в театре, успешно играла на сцене во многих спектаклях, где и познакомилась с режиссёром и артистом Дмитрием Дульским. Роли актрисы на Мичуринской сцене: Наташа – «На дне» М. Горький, реж. – Л. Луккер; Оля – «Светит да не греет», реж. П. Ермилов; Белиса – «Мадридская сталь» Лопе де Вега, реж. Дм. Дульский; Ольга – «Свадьба с приданным» Н. Дьяконов, реж. Дм. Дульский; Долли – «Анна Каренина» Л. Толстой, реж. Дм. Дульский; Дуняшка – «Женитьба» Н. Гоголь, реж. Д. Дульский и множество других.

«Около 10 лет актриса служила в Мичуринском театре, уже тогда отличавшемся высокой культурой и имевшем прочный успех у зрителей. В нём и совершилось превращение начинающей актрисы в профессионала самой высокой пробы».

Смирнов А. Театр и вся жизнь, Тамбов, 2005г.


Борис Александрович Краснов (31.08.1913 – 9.06.1960) – артист, художник – любитель, уроженец г. Козлова (Мичуринска).

В 1936 году закончил в Москве режиссёрское отделение ЦУТС Московского областного управления по делам искусств при Мособлисполкоме. Работал в театрах: Раненбургском передвижном театре (1942–1944гг.), в Мичуринском драматическом театре (1944–1955 гг., 1956-1957 гг.). За период работы на мичуринской сцене им было сыграно более 50 ролей в классическом репертуаре, современных советских пьесах и детских сказках.

Разнообразие созданных им сценических образов поражает: Вожеватов в «Бесприданнице», Жевакин в «Женитьбе», Дермодонт в «Поздней любви», Авдей Мукосеев в «Свадьбе с приданным», Иван Земнухов в «Молодой гвардии», Кирилл в комедии Арбузова «Встреча с юностью», в спектаклях «Отелло», «Васса Железнова», роль Луки в «На дне», Тихона в «Грозе» и мн. другие. Играл ведущие роли почти в каждой премьере театра. В 43 года (1956 г.) уволился по состоянию здоровья.


Евгений Иванович Еникеев (10.05.1916 г. Кузнецк -12.09.1995г. Павлодар)

С 1933г. по 1936г. учился в Воронежском театральном училище. В 1959 году Е. Еникеев закончил режиссерское и актерское отделение ГИТИСа им. А.В. Луначарского.

С 1960 г. – 1962г.- главный режиссер в театре г. Мичуринска, В Мичуринском драматическом театре поставил: «Таинственный остров» Жюль Верн, «Люди, которых я видел» С. Смирнов, «Цветы живые» Н. Погодин, «Поздняя любовь» А.Н. Островский», «Гаити» Уильям Дюбуа.

Евгения Еникеева называли режиссёром – экспериментатором, много ставил и сам играл в своих спектаклях. Он постоянно учился, узнавал всё возможное о театре и старался увлечь своими знаниями своих артистов.

С большим уважением относился к сцене, просил артистов ходить по сцене за кулисами «шёпотом», чтобы не мешать действию на сцене.


Г. Д. Абдулов – художественный руководитель театра 1962-63 гг.

Гавриил Данилович Абдулов (1908 – 1980), артист, режиссёр, театральный деятель. Закончил режиссёрский факультет ВГИК. Работал в театрах страны. Художественный руководитель Мичуринского театра драмы с 1962-63 года. Гавриил Данилович Абдулов – заслуженный артист РСФСР и Узбекской ССР, отец известного артиста Ленкома Александра Абдулова.

Он писал пьесы, играл на сцене, занимался постановкой спектаклей, а также организовал и провел торжества, посвященные 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского. Кроме того, работал с молодежью в творческой студии при театре, её педагогами были не только артисты, но и педагоги театральных школ Москвы.

Поставил спектакли: «Разлом» Б. Лавренёва, «Верю в тебя» В. Коростылева, «Чудесный сплав» В. Киршона.

Летом 1963 года Г.Д. Абдулов провёл успешные гастроли в Белгороде и Орле и уехал в Фергану.


К. К. Кякшто - главный режиссер театра 1963-64 гг.
К. К. Кякшто – главный режиссёр театра 1963-64 гг.

Константин Константинович Кякшто (1904 – 1984) – артист, режиссёр, главный режиссёр Мичуринского театра в 1963-64 гг. Последующие годы жил в Мичуринске. Его жена – Р.Т. Рослякова служила артисткой в театре до начала 70-х гг. Зрители любили его спектакли: «Поднятая целина» М. Шолохова, «Сверчок» или Бюро добрых услуг» Т. Кожушник, «Сердце не камень» А.Н. Островский, «Свет далёкой звезды» А. Чаковский, П. Павловский. Константин Кякшто, как и П.Д. Ермилов, приехал в наш город и остался в нём жить. Его жена, актриса театра Р.Т. Рослякова (Кякшто) до 70-х лет служила в театре, а позже они вместе руководили работой городского парка культуры и отдыха.


В. И. Малашенко

Владислав Иванович Малашенко. В 1964-1966 гг. – главный режиссёр Мичуринского театра драмы.

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Поставил в Мичуринске: «Женский монастырь» Вл. Дыховичный, М. Слободской, «Смертный приговор» И. Соловьёв, «Рассудите нас, люди» А. Андреев (в этом спектакле режиссёр играл роль Бориса Барзера).

Заслуженный деятель искусств РСФСР В. Малашенко
“Женский монастырь” – И. Елина, М. Сальникова, М. Рыбалко, В. Ключанская, В. Ульянова, С. Ястребова. Реж. – Вяч. Ив. Малашенко

Дмитрий Константинович Сухачёв (1918 – ?), артист, режиссёр, режиссёрский факультет театрального института (1938-1941, Киев). Участник Великой Отечественной войны. Актёр Пермского драматического театра (1943-1945). Главный режиссёр и актёр Алтайского драматического театра (1946-1950, Рубцовск), в дальнейшем каждые 3-4 года он менял театр на следующий. Работал в театре Фрунзе, Кинешемском театре драмы, в театре Владимира, Котласа, г. Павлова на Оке, в театре Борисоглебска. Артисты очень любили подробную, точную работу режиссёра, некоторые из них ездили за ним из театра в театр, как только узнавали, где он работает.  С 1966 г. по 1969 г. главный режиссер Мичуринского театра драмы.

Спектакли в Мичуринском театре: «Порт – Артур» А. Степанов, «Мария Тюдор» В. Гюго, «Комиссар милиции» А. Давыдов, «В ночь лунного затмения» М. Карим, «Тристан и Изольда» А. Бруштейн, «Соловьиная ночь» В. Ежов, «Любовь Яровая» К. Тренёв, «На золтом дне» Д.Н. Мамин – Сибиряк, «Овод» Э. Войнич и др. спектакли.

“Сухачев горел творчеством. Человек, с поврежденной во время войны рукой, жил одним лишь театром. На его репетициях мы, артисты, вместе с ним забывали о времени. Он был – потрясающим мастером!”.   

О. Шокарева, Б. Халеев, артисты


А. Г. Ильиных

Александр Григорьевич Ильиных (1927 – 2014), артист, режиссёр, главный режиссёр Мичуринского драматического театра (1971– 1973 гг.)

Окончил Ташкентский театральный институт. С 1954 года – актёр Ташкентского русского театра. Работал артистом в Саранском театре драмы, ставил спектакли. Закончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе.

Играл в спектаклях театра. Талантливый режиссёр – педагог.

Поставил в Мичуринске: «Бешенные деньги» А.Н. Островский, «Парень из нашего города» К. Симонов, «Синие дожди» Ю. Петухова, «Ленинградский проспект» И. Шток, «Когда любишь» Г. Малышев, «Варюха» («Девочка и апрель») Т. Ян, «Солдатская вдова» Н. Анкилов, «Трибунал» А. Макаёнок.

“Он был способен из пенька дубового, вырастить актёра со светящимися глазами. Режиссёр  мечтал создать театр, в котором бы актёр играл все роли – и главные, и эпизоды. То есть, сегодня ты играешь Гамлета, завтра – Лаэрта, послезавтра  – могильщика. Милый, наивный А. Г. считал, что в таком театре не будет места зависти, а значит и интригам”.

Ю. Попов, Л. Жак – артисты Мичуринского театра в начале 70-х годов. Из  письма об А. Г. Ильиных.

“И только как отблеск ушедшего времени радует глаз еще оставшееся кое-где племя одиночных провинциальных чудаков-философов, завзятых патриотов своих маленьких городков, страстотерпцев. К ним принадлежал и мой друг Александр Григорьевич Ильиных, мыслитель и поэт, режиссёр и художник”.

Симуков “Провинциальный страстотерпец”.


И. Н. Сазыкин
И. Н. Сазыкин

Иван Николаевич Сазыкин (1908 – 1987) – главный художник театра. Начинал подмастерьем в декорационном цехе у художника А. М. Герасимова. Работал в производственных цехах театра, чтобы лучше знать специфику декорационного искусства. И. Н. Сазыкин отдал Мичуринской сцене более 50 лет своей жизни (конец 20-х и до 1984 г.). Оформил более 200 спектаклей театра. Был награжден Орденом “Знак Почета”.

С ним вместе всю жизнь служила в театре инспектором сцены, помощником режиссёра Галина Ивановна Сазыкина, которая с детства увлекалась балетом, актёрским искусством, но всю свою жизнь отдала искусству сцены за кулисами театра. Была ответственным и преданным его служителем.

Г. И. Сазыкина

Виктор Антонович Щербаков – он более 50 лет отдал театру! Электрик, заведующий постановочной частью, машинист сцены, монтировщик, кем только он не работал в театре. Каждый раз, когда было трудно, он приходил на помощь театру! Семья редко видела его дома. Он любил своих близких, но домом и семьёй для Виктора Антоновича был театр.

«Я начинал учеником электрика. Это совсем другое дело , чем скажем, электрик на предприятии. В театре каждый соединенный проводок, прикрепленный патрон, затененная лампочка представляется соавторством с творческим коллективом. Магия  участия в сценическом искусстве! Может, я и преувеличиваю, но что поделаешь – театр!»

В. Щербаков.


Г. П. Носатов
Г. П. Носатов

Герман Петрович Носатов (1927 – 1995) – артист, режиссёр, педагог. Уроженец города Саратова, он в нашем городе закончил Учительский институт, работал в Мичуринском драматическом театре в 1955 года до 1968 года. В начале 60-х закончил Высшие режиссёрские курсы у А. Гончарова. Много играл, много ставил спектаклей, активно участвовал в творческой жизни города.


Г. С. Колыханов

Григорий Семёнович Колыханов (1929 – 1996) – артист, режиссёр, директор театра. В 1958-1976 гг. – актёр, режиссёр-постановщик Мичуринского театра (в 1963-1970 – директор театра). В его голове всегда было великое число новых творческий идей, фантазёр, влюблённый в театр, он служил ему круглосуточно!


Н. З. Кикилашвили.
Н. З. Кикилашвили.

Николай Захарович Кикилашвили (1921 – 1973) – начинал работать в театре электриком в 30-е гг. После войны до начала 60-х был администратором театра, и.о. директора и главным администратором.


В 50-е, 60-е и 70-е гг. в Мичуринском театре работали разные главные режиссёры: И. Гайсинский, Н. Курочкин, Н. Галин, Е. Еникеев, Д. Сухачёв и многие другие, информация о которых на данный момент отсутствует, и если, кто-нибудь располагает дополнительными сведениями об этих и других деятелях мичуринского театра в прошлом, мы будем весьма признательны и только рады добавить их имена в Историю Мичуринского театра.


Г. К. Томилин – главный режиссёр театра с 1977 по 1984 гг.

Глеб Константинович Томилин (1921 – 1995) – лауреат Гос. Премии РСФСР им. К. С. Станиславского, главный режиссёр Мичуринского театра с 1977 по 1984 гг. Позже ставил спектакли как приглашённый режиссёр. С первых дней войны – стрелок Кировской дивизии народного ополчения. В августе был контужен, а в феврале 1942 г. стал курсантом Смоленского артиллерийского училища, после окончания которого вновь вернулся на фронт артиллеристом – миномётчиком. Воевал до конца войны.

Г. К. Томилин делал упор на современную пьесу. Конечно, ставилась и классика, но Государственную премию РСФСР им. К. С. Станиславского в 1981 году театр получил именно за спектакль по современной пьесе “Белый пожар” И. Гладких. Надо заметить, что такую премию Мичуринский театр получил первым в СССР среди театров малых городов. Глеб Константинович умел объединить общими творческими задачами провинциальных артистов со столичными “звёздами”. В его спектаклях играли и даже выезжали на гастроли народные артисты СССР Т. Пельтцер, В. Лановой, А. Миронов.


В сложные 90-е гг. здание театра, как, впрочем, и многое другое в нашей стране, находилось в плачевном состоянии. Театру необходима была полная реконструкция и капитальный ремонт.

Фасад здания в период капитального строительства и реконструкции.
Фасад здания в период капитального строительства и реконструкции.
Вход в кассу театра.
Вход в кассу театра.

Из долгих и продолжительных восьми лет ремонта самым продуктивным и результативным оказался только последний год. Писались сметы, поднимались архивы, проводились всевозможные акции коллектива театра для привлечения внимания к долгострою. Рабочие приходили и уходили, актеры играли на различных площадках города и районов области.

Был придуман “Театр в фойе”. Благодаря В. А. Персикову и музыкальному руководителю Г. М. Слободкину, в фойе партера и фойе бельэтажа в 1993-1994 гг. были поставлены 2 спектакля. Театр ожил, а о ремонте все только говорили и писали, но до 1998 г. его практически не было.


В. А. Персиков - главный режиссер театра с 1999 по 2007 гг.
В. А. Персиков – главный режиссёр театра с 1999 по 2007 гг.

Валерий Александрович Персиков – засл. деятель искусств РФ, режиссёр-постановщик Мичуринского театра с 1993 г. С 1999 по 2007 гг. работал главным режиссёром Мичуринского театра.


А. И. Каневский
А. И. Каневский

Александр  Исаакович Каневский – режиссер-постановщик Мичуринского театра с 1998 г. Член творческой коллегии театра. Поставил спектакли по пьесам У. Гибсона, П. Кальдерона, А. Арбузова, А. Н. Островского. А. И. Каневский проводил мастер-классы по актёрскому мастерству.


Балкон театра
Балкон театра
Вход в партер в период реконструкции
Вход в партер в период реконструкции

К 100-летию театра к ремонту все-таки приступили и внешне завершили. Коллектив Мичуринского драматического театра находился в тяжелейших условиях, но не утратил мужества, верности и любви к своему дому – покалеченному и израненному.

Ложи во время ремонта
Ложи во время ремонта

Благодаря стараниям и таланту таких замечательных деятелей искусства, как режиссёры А. И. Каневский и В.А. Персиков, художники К. В. Андреев, И. А. Балашевич и М. Л. Ушац, музыкальный руководитель Г. М. Слободкин, а также всем остальным сотрудникам, Мичуринский драматический театр к началу нового тысячелетия, преодолев все испытания и невзгоды, широко распахнул свои двери навстречу творческим победам, талантливым постановкам и, конечно же, своим верным зрителям.


Вот уже более 20 лет театром руководит талантливый организатор и высокопрофессиональный человек – лауреат премии в области театрального искусства И. Н. Марина, заслуженный работник культуры РФ Г. Н. Попова.

Директор театра - Г. Н. Попова
Директор театра – Г. Н. Попова

Театр в Мичуринске – единственное здание во всей Тамбовской области, которое было построено, как театр. И с самого начала и до сегодняшнего дня театр является средоточием культурной, интеллектуальной и духовной жизни города-наукограда.

В городе много студенчества, учащейся молодёжи, много учёных и педагогов. Театр любят самые разные слои городского населения. И этому есть объяснение: в репертуаре театра, как единственного в городе, спектакли для детей, подростков, молодёжи и взрослых зрителей. Проходят и семейные спектакли. Жанровая палитра спектаклей также очень разнообразна: Сказки-игры с участием кукол (напольных, ширмовых, тростевых), музыкальные представления, игры со зрителями от 4 лет до 8-ми, музыкальное ревю, современные комедии и драмы, концерт – обозрение “По страницам оперетт”, были спектакли и с отдельными элементами цифровых программ. Спектакли играются на основной сцене и малой, сцене “фойе партер” и “фойе – бельэтаж”.

Мичуринский театр – частый участник различных фестивалей. Во многих из них мы стали дипломантами, лауреатами, получили награды за лучшую мужскую и женскую роль, за ансамблевость, за эксперимент и бережное отношение к классике.

Мичуринский театр почти безграничен в своих возможностях, что и вызывает интерес и гордость у жителей города, области и областного центра.