Мичуринский драматический театр

Бессмертный полк Мичуринского драматического театра

Иван Николаевич Полянский (1918 – 1993)

И. Н. Полянский в годы войны
И. Н. Полянский в годы войны

Заслуженный артист РСФСР, лауреат государственной премии им. К. С. Станиславского.

Иван Николаевич Полянский – один из очень немногих, кто знал наш театр до войны и работал в нем после. Иван Николаевич начинал свою работу в Мичуринском театре учеником электрика. Перед войной И. Н. Полянский закончил Воронежское театральное училище. Ушел в армию в 1942 г. Служил рядовым агитбригады при Политотделе 11-ой дивизии. Рядовой И. Н. Полянский с 11-ой гвардейской стрелковой дивизией прошел путь от Москвы до Кенигсберга. Награжден орденом Красной Звезды и медалью “За боевые заслуги”.

Больше 30 лет работал И. Н. Полянский на сцене Мичуринского театра вместе со своей женой, заслуженной артисткой РСФ В. Т.Ключанской. Каждый из них отдал сцене не менее 50 лет своей жизни.


Николай Захарович Кикилашвили (1921 – 1973)

Николай Захарович Кикилашвили (1921 - 1973)
Николай Захарович Кикилашвили (1921 - 1973)

Начинал работать в театре электриком в 30-е гг. Во время войны исколесил многочисленные дороги фронтовым шофером. «Эх, путь – дорожка, фронтовая, не страшна нам бомбежка любая…». Никаких сведений о наградах и ранениях ни у родных, ни в театре в настоящее время нет. После войны до начала 60-х был администратором театра, и.о. директора и главным администратором. По его инициативе и при его непосредственном участии была приглашена народная артистка СССР Вера Пашенная на главную роль Наталии Ковшик в спектакле мичуринского театра «Калиновая роща» А. Корнейчука.

Н. З. Кикилашвили был истинным театральным человеком.


Анатолий Дмитриевич Кременецкий (1920 – 1989)

А. Д. Кременецкий в годы войны
А. Д. Кременецкий в годы войны
А. Д. Кременецкий после войны
А. Д. Кременецкий после войны

Воспоминания дочери…

«Кременецкий Анатолий Дмитриевич с 24 июня 1941 года воевал в составе 4004-го саперного батальона 2-го Украинского фронта сапером. С 1943 по 1945 г.г. был стрелком в 77-ом отдельном рабочем батальоне. Как и многие фронтовики, папа не любил говорить о войне – слишком горько и страшно было это вспоминать. А, наверное, многое мог бы рассказать, ведь он прошел всю войну от небольшого украинского городка Ново-Георгиевска Кировоградской области до Венгрии и Австрии, был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени и юбилейными медалями к памятным датам. С февраля по июнь 1946 года работал художником в Доме Красной гвардейской армии. С 1946 по 1985 годы – художником в Мичуринском драматическом театре. Горжусь своим отцом!»

Марина Анатольевна Кременецкая


Василий Павлович Соколов (1912 – 1984)

В. П. Соколов в годы войны
В. П. Соколов в годы войны
В. П. Соколов после войны
В. П. Соколов после войны

Он был прекрасным артистом, переиграл множество главных и самых разных эпизодических ролей на сцене Мичуринского театра с 1946 года и до 1984 – 38 лет. Он был мудрый и бесстрашный рыцарь Театра. Василию Павловичу доверяли быть и. о. директором театра, он ставил интересные спектакли, много лет был парторгом театра, артист справлялся с любой работой, если она была нужна театру. Но никогда он не переставал служить сцене.

Все, кто помнит его, говорят исключительно добрые слова: мудрый, добрый и строгий, вежливый, предупредительный, скромный, талантливый, галантный исключительно ответственный человек в любом деле, которое он делал. Выручать дело, которому служишь, тоже было его профессией.

Таким он был и в армии. Гвардии старший лейтенант Василий Соколов. Он прошел с боями от Москвы и до Берлина. Один из первых участвовал в обстреле Берлина, как командир пушки № 3922. Награжден 4 орденами и медалями «За отвагу» и «За взятие Берлина». К сожалению, награды не сохранились.

Он всегда будет жить в театральной памяти, памяти друзей, коллег и родных.

Василий Павлович работал в театре до последнего дня. Болел, проходил обследования, понимал, что он обречен, но ездил на гастроли, играл небольшие роли, силы уходили, но он продолжал служить сцене. Артист мечтал сыграть в премьере «Дети Ванюшина». Но не дожил.


Ольга Алексеевна Таякина (1910 – 2006)

Ольга Алексеевна Таякина (1910 – 2006)
Ольга Алексеевна Таякина (1910 – 2006)

Артистка Мичуринского драматического театра в 50-е гг.        

В годы войны была актрисой при кавказском фронте. Участвовала в концертах на фронте, в тылу, в госпиталях.

Почти 60 лет она была главным и надежным “тылом” своему мужу, талантливому режиссеру, театральному деятелю ХХ века – Ермилову Павлу Дмитриевичу.


Леонид Викторович Луккер (1905 – 2001)

Леонид Викторович Луккер (1905 - 2001)

Л. В. Луккер был главным режиссером Мичуринского драматического театра на рубеже 40-50-х годов. Это были годы творческого взлета. Не первого и не последнего в нашем театре.

До этого Луккер работал в других театрах, в том числе, он был потрясающим театральным организатором в г. Николаеве, где за короткое время создал театр. Там его и застала война.

Враг был уже на подступах к городу, и решено было труппу эвакуировать (а попросту распустить). Тут могла и окончиться, едва начавшись, история Николаевского русского театра им. Чкалова. Но нашлись подвижники, которые сделали всё для возрождения театра – уже в далёком краю. Это директор Александр Павленко, режиссёр Леонид Луккер, актёр Эммануил Далматов. И уже в начале 1942 года им удалось собрать в скромном районном городе Свердловской области – Алапаевске – большую группу “чкаловцев”.

Наладили работу, стали выпускать спектакли, играли их на различных площадках города и области. В репертуаре преобладали спектакли героико-патриотического направления: пьесы К. Симонова и других советских авторов. Но не меньшим спросом пользовалась классика, в основном пьесы А. Островского, К. Гольдони, Э. Скриба. Выезжали в действующую армию в составе знаменитых “фронтовых бригад”. Многие члены коллектива и сами сражались на фронтах Великой Отечественной. А за сбор средств в Фонд обороны Родины и постройку самолёта “Николаевский театр Чкалова” коллективу прислал телеграмму благодарности сам Верховный Главнокомандующий…

Мичуринский театр с большой благодарностью помнит о том значительном творческом вкладе, который для нашего театра сделал Леонид Викторович. Он привез с собой молодых артистов из Николаевского театра, талантливых, влюбленных в театральное искусство, чем очень помог театру стать динамичным, профессионально интересным, наполненным необыкновенно-дружеской атмосферой. Поэтому его имя навсегда вписано в историю нашего театра. И в юбилейные дни Победы коллектив Мичуринского театра благодарен режиссеру-ветерану за его вдохновенное служение театру, за чистое небо над головой!


Константин Константинович Кякшто (1904 – 1984)

Константин Константинович Кякшто (1904 - 1984)

Окончил Институт сценических искусств в Ленинграде.

На фронт ушел добровольно. Был связистом на Ленинградском фронте, артистом фронтовых агитбригад. Старший лейтенант К. К. Кякшто был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

После войны работал художественным руководителем Северодвинского театра (1945-1946), главным режиссером Норильского драматического театра. Везде, где он работал, о нем вспоминают с уважением и благодарностью. Главный режиссер Мичуринского театра (1963-1964). После ухода из театра все последующие 20 лет жил в Мичуринске.


Дмитрий Константинович Сухачев (1918 – ?)

Д. К. Сухачев в роли Монтанели в спектакле «Овод»
Д. К. Сухачев в роли Монтанели в спектакле «Овод»

В Мичуринском театре Д. К. Сухачев работал главным режиссером с 1965 по 1970 гг. Он из породы строителей театра, где ему было важно все! Постепенно он собрал коллектив единомышленников. Поставил много интересных спектаклей: «Овод», «Мария Тюдор», «Шагнувший в бессмертие», «Порт-Артур» и другие.

Он не рассказывал о своем участии в Великой отечественной войне, но был ранен, перенес на войне операции по удалению осколков от гранаты, но одна рука так и не была вылечена полностью. Но не это определяло в нем строевого боевого офицера войны. Он был очень организованным, целеустремленным, волевым и с большой самодисциплиной.

Про период работы Д. К. Сухачева рецензент писал: «У мичуринского театра сегодня определился своеобразный путь. Романтический накал страстей и спокойная суровая правда жизни…».

Это были годы интересной творческой работы. Д. К. Сухачев был и артистом, и писал инсценировки. Обладая удивительным даром создавать вокруг себя творческую атмосферу, Сухачев притягивал в свой театр талантливых людей. Умел дружить, потому что о нем и сегодня очень тепло вспоминают заслуженные артисты Крыма Б. Халеев и О. Шокарева (г. Симферополь), музыкальный руководитель многих спектаклей Б. Я. Вогман (Раменское), засл. арт. РФ Олег Рябцов (г. Кинешма) и многие другие, которые нам написали и прислали фотографии Д. К. Сухачева.


Глеб Константинович Томилин (1921 – 1995)

Глеб Константинович Томилин (1921 - 1995)

“Cегодня ему исполнилось бы 90…” Так писал наш журналист Виктор Кострикин в 2011 году в «Мичуринской правде».

…Первым “театром” в жизни Глеба Томилина стала война. Трагический театр военных действий. Лужский оборонительный рубеж. Старая петербургская округа. Отступать некуда – позади Ленинград и вся Россия. Город, любимый “до слёз, до прожилок, до детских припухлых желёз”, звучавший ополченцу Кировской дивизии, студенту второго курса театрального института на Моховой стихами Ахматовой, Мандельштама. Полуживой Глеб будет истекать кровью среди трупов своих однокурсников. Он выживет чудом. “Петербург! Я ещё не хочу умирать: у тебя телефонов моих номера… У меня ещё есть адреса, по которым найду мертвецов голоса…”.

Глеб Константинович, до Мичуринска успешно работавший в театрах Новосибирском молодёжном, Тюменском драматическом, Республиканском русском драматическом в Ленинабаде, театре Дальневосточного военного округа, создавший и возглавивший Барнаульский краевой ТЮЗ, за восемь лет, с 1976 по 1984, художественного и административного руководства Мичуринским драмтеатром не только не уронил его прежнего авторитета в российской театральной истории, но и достойно укрепил, ставя год за годом произведения отечественной и мировой драматургии. О чём свидетельствует Государственная премия им. К. С. Станиславского за режиссуру спектакля “Белый пожар” (пьеса тамбовского драматурга И. Гладких) и работы последних лет в театре.