Мичуринский драматический театр

И вновь начинается бой! 

Пролетели быстрые дни отпуска, отполыхали южные закаты, только в памяти и воображении остался шум морских волн, на губах ещё живёт вкус горячей ароматной самсы, но, – чур меня! – надо отказываться от этих обольстительных запахов и картин. Лучше даже их совсем не вспоминать.
Мы уже опять приступили к репетициям, к чтению новых пьес, встречам с режиссёрами… Итак, начало театрального сезона –
КЛАССИЧЕСКОЕ или КЛАССНОЕ?
Новый 128 театральный сезон театр откроется с классики, с удивительного русского романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в постановке талантливого режиссёра Гульнары Галавинской. А через несколько дней театральный сентябрь завершит спектакль «Безотцовщина» А. Чехова. За восемь театральных вечеров мы сыграем разные спектакли любимых классиков русской, советской и украинской литературы. Впереди столько мгновений чудных!
К большому сожалению, мы часто объединяем классическое (классное!) произведение вместе с понятием «школьная программа». Хотя последняя, может быть такой же «классной», «важной», как и как вся классика без сокращений и адаптации, однозначных, бездушных формулировок, ярлыков.
Всё зависит от учителя (режиссёра), который отвечает за искренность и полноту представления романа, уважения к автору, исследования времени его создания и влюблённой передачи знаний своим ученикам (зрителям).
Классика – это бездонный колодец смыслов, трактовок, знаний, подробностей. А, как известно, к пустому колодцу за водой не ходят. А если в нашем зрительном зале собираются люди, значит – «это кому-нибудь нужно»! Классика, как много в этом слове! В ней столько смыслов, значений, подтекстов, всевозможных подоплёк, невероятного количества планов, загадок, что писать о каждом из них не переписать. Давайте читать и перечитывать Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова — там всё про нас написано. Классика потому и важна, что в ней заключена
концентрация смысла вне времени, на все времена. Вспомните, «Горе от ума», «Недоросль» или «… Мой дядя, самых честных правил» «Евгения Онегина».
О могуществе классики можно сочинять оды, произносить спичи, тосты и панегирики, потому что она (классика)- это сокровищница мудрости, эмоций и культурных ценностей. Классические произведения требуют нашего активного участия. Мы растём вместе с книгами – книги растут в нас. Они раскрывают сложные сюжеты, в них живут глубокие, противоречивые герои, неожиданные характеры и бесчисленные вопросы. С классикой можно переживать невероятное эмоциональное волнение, можно плакать, смеяться, думать над вечными вопросами, бередящими душу. Не давая заснуть.
Такое богатство классики даёт невероятные возможности режиссёрам и артистам при создании своих ролей и спектаклей. Роли можно сочинять, исследовать, «вышивать узорами», обогащать, раскрывать каждое слово, звук! Чем интереснее автор, тем больше творческих возможностей при работе с ролью. Нельзя придумать более увлекательного занятия, чем открывать неожиданные смыслы своей роли, своего спектакля. Это как самим участвовать в расследовании таинственного происшествия в безымённом имении старших Базаровых. Почему у добрых, любящих родителей, во всём отказывающим себе ради благополучия сына, этот самый страстный, непримиримый сын – умирает. От случайной раны? От заражения тифом? Или – от холодного отношения к своим родителям? Или от чего – то ещё, ещё и ещё? А почему Аркадий Кирсанов, добрый и внимательный сын не замечает перемен в своём отце? Почему автор наградил своего героя определением «ручной», а Базарова называет «хищным»?!
Только в театре многозначность происходящего бесконечно возрастает. Декорации, перемены, свет, костюмы и грим, смена костюма, изменения в декорациях! Смыслы, значения, концепт.
Когда Тургеневский роман только вышел, его с большим нетерпением ждали и отзывы на него ходили не только из уст в уста, но и были опубликованы во всех печатных изданиях того времени. Л.Н. Толстой написал: Всё умно, всё тонко, всё художественно, я соглашусь с вами, многое назидательно и справедливо, но нет ни одной страницы, которая была бы написана одним почерком с замираньем сердца, и потому нет ни одной страницы, которая бы брала за душу.” (Л. Н. Толстой — П. А. Плетневу, письмо от 1 мая 1862, а писатель В.П. Буренин признал, «что касается до значения этого романа в родной литературе, то его законное место в ряду с такими созданиями, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые Души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова и «Война и Мир» Льва Толстого…” (В. П. Буренин, “Литературная деятельность Тургенева”. Спб. 1884 г.).
Разгадывать тайны и загадки писателей – драматургов, и найти возможность рассказать о своих героях (своём спектакле). Каждое слово – тайна и необходимо эти тайны открывать, постигать, снова и снова.
Поэтому в театре с такой радостью встречается классика. В результате такой работы, такого подробного, скрупулёзного изучения каждой запятой и точки в роли (в спектакле), создают на сцене живой объём, ярких, одушевлённых героев, которые живут, думают, переживают, волнуются, как мы с вами, непосредственно, в моменте, здесь и сейчас.
Но в нашем театре мы так же, как с классикой, работаем и с современной пьесой. Так же ищем в каждом тексте «жемчужные зёрна», улавливаем «вечные вопросы», изучаем природу игры и всё, всё, всё. Всегда стараемся и в современной пьесе понять всё и обо всём, исследовать, обострять, у злого искать его слабость, снять образовавшуюся «патину» с известных героев, найти противоречивость поступков главных героев. Подробно работая с современной драмой «Горка», «Ба», «Спасти камер –юнкера Пушкина», и даже – в таких комедиях, как «Трое + Кот», «Дуры мы, дуры» и «Смешные деньги» мы ставим в них перед собой и зрителями те самые важные, вечные вопросы, которые волнуют нас в классических пьесах. Что важнее, любовь или деньги? Личное самолюбие или сострадание, вечное недовольство всем вокруг или – радость, семейные традиции или отказ от них?
В этом и есть секрет искусства – ставить и играть, чуть-чуть на вырост, с допуском на художественный и нравственный рост души и ума зрителя. Мы все растём вместе с книгами, вы растёте со спектаклями, мы – от репетиции к репетиции, и всё вместе растёт в нас! Какой волшебный и мощный круговорот духовных сил заложен в процессе поглощения, постижения искусства.
Как хорошая книга не имеет конца, так и хороший спектакль можно смотреть (играть) бесконечно. В нём всё время будет открываться всё новое и новое, неведомое ранее, незамеченное.
Потенциал театрального искусства в психологическом отношении трудно переоценить, поскольку участники, играя в спектакле, в буквальном смысле становятся “другими людьми”, они подсознательно и сознательно на время превращают себя в персонажей, весьма далеких от их собственных жизненных проблем. Постоянно исследуя и анализируя тексты великих классиков, мы день за днём духовно растём, меняясь, обогащаясь. Превосходя себя! А с нами живёт и растёт наш дорогой зритель от спектакля к спектаклю. Вот такая у нас «Репка» получается. Когда одни за всех и все мы вместе!
Важные и вечные темы объединяют всех нас. А вместе мы можем много хорошего сделать. Интересного и навсегда. До открытия 128 сезона осталось 18 дней. И три часа. Премьера состоится 14 сентября в 17-00 часов. Время пошло.