Мичуринский драматический театр

ВЕК СЕМЬИ или СЧАСТЬЕ, КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ

Всё сошлось! День Семьи, любви и верности, Год Семьи и репетиции «Отцов и детей» о Семье и Любви. Все пазлы сошлись и соединились. Но если бы мы все вместе могли учредить ВЕК Семьи, это было самое лучшее учереждение!
Семейные ценности являются основой таких значимых понятий, как жизнь, любовь, счастье, свобода, ответственность, которые каждый день и час для нас становятся всё дороже и дороже.
Мы можем быть молодыми или старыми, детьми или родителями, с радостью одновременно бываем родителями и ребёнком, бываем внуками и родителями родителей. Где бы мы ни работали, или учились, служили или временно отсутствовали – нас всех объединяет любовь к своей семье, к своему дому, нашему месту силы.
Даже если нам, порой, не всё нравится в укладе дома, мы всегда помним о нём, волнуемся за него, и стоит, что-нибудь случиться, мы сразу стараемся помочь своим родным, поддержать их, иногда просто пожать руку, обнять.
Потому что семья – это любовь, ответственность, верность и мудрость. И терпение. Точка роста и место силы! Семья сегодня и всегда является главным ОБЕРЕГОМ для нас всех.
Тема семьи и дома присутствует почти в каждом нашем спектакле, как и любовь. Зрители с нами вместе на премьерах прошедшего сезона побывали в доме Войницевой в Чеховской драме, в суматошном доме Татьяны в спектакле «Дуры мы, дуры!», где темы ДОМА и СЕМЬИ обсуждаются каждую секунду.
На Камерной сцене зрители оказывались в доме с Котом и неприкаянном хозяином, эта тема семьи кричит SOS из каждого угла и в каждом предмете. А «Повести Белкина» пронизаны тоской о доме. Помните, каким поэтом стал Старый граф, когда он испугался за свою жену, за свой домашний мир, какой нежностью были пронизаны его слова о жене. Как изменился он, когда полюбил!
А с каким волнением ждали военные офицеры писем из дома! Века пролетают, но письма из дома всегда остаются желанными. А встречи с Домом, с родными, где нас всегда понимают, – это восторг и радость!
Ценность человека очень часто измеряется его отношением к семье. Мы говорим: «Он помогает матери» и на душе становится тепло. А иногда: – «Он давно забыл своих», – и нам становится горько и обидно за его родных. Самые простые, но какие очевидные примеры!
На современной сцене «ближайшие родственники» проходу нам не дают. Вспомните, наиболее частые названия спектаклей, которые сегодня можно часто встретить сегодня на сцене: «Мать», «Отцы и дети», «Семейное счастье», старые наши знакомые «Дети Ванюшина», «Про маму» Исаева, «Семейная картина» А.Н. Островский и современная пьеса «Семейные сцены» А. Яблонской! Известны – легендарные «Братья и сёстры Ф. Абрамова! Шекспировский «Король Лир», раздающий свои земли детям, а также – «Отец», «Сын», «Мать» Флориана Зеллера. Часто говорят о «Старшем сыне» театра им. Маяковского и «Генерале и его семьи» театра им. Вахтангова!
Спектакли про семьи, про самые важные для нас ценности, связанные с семьями, родителями, родителями родителей и детьми всех возрастов, шли и идут на всех сценах страны. Сегодня, как всегда, и как НИКОГДА, тема дома, семьи, родных и любви, – самые необходимые и востребованные. О чём же сегодня думать, за что волноваться, как не о самых родных, близких, любимых?!
Но всё – таки, когда зрители узнают, что театр репетирует роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», многие недоумевают, зачем, нам школьная программа?! Но, во – первых, некоторым повезло, у них были умные, талантливые учителя, которые так глубоко и подробно рассказывали о судьбах героев, что разговора о формальном разделении его героев на прогрессивность одних и отсталость других речи не было.
Сегодня уже почти все понимают, что однозначных оценок в жизни не бывает. У каждого явления, события столько оттенков, столько аспектов, соединений, смыслов и взаимодействий, что невероятно увлекательно их исследовать и разгадать. Помните, как писал Ф.М. Достоевский: «Человек есть тайна, её надо разгадать».
Сейчас нам и в голову не придёт говорить о нигилизме Базарова, а основной акцент романа давно смещён в сторону взаимоотношений поколений, проблему нравственного выбора.
Разгадывать тайны действующих лиц, исследовать их судьбы и характеры, всегда интересно с режиссёром. Гульнара Галавинская в новом своём спектакле продолжает разработку актуальной темы. Именно тема семьи и дома, со всеми болевыми изъянами, конфликтами и распадами, изучена – переизучена, но по – прежнему остаётся — неисчерпаемой.
Для одних, «сильная семья — это не та семья, которая никогда не сталкивается с трудностями, а та, которая всегда вместе преодолевает эти трудности». Для других – «семья – это спасательный жилет в бурном море жизни», очень важно, когда близкие всегда дадут руки для помощи и поддержки. И при этом – «семья не обязательно должна быть идеальной, она должна всё и всех объединить», поэтому семья очень часто представляет собой щедрую и благодарную соборность.
И при этом, у И.С. Тургенева – отношение литературного героя к семье, как лакмус, проявляет всю значимость человека, является одной из важнейших ценностей жизни и характеризует его как личность.
Аркадий Кирсанов, балованный, домашний ребёнок, хоть и закончил университет, при встрече с домом и домашними, чувствует во всём своём теле и душе, необыкновенную любовь, переполняющего всего. Он и на месте не может долго стоять, в нём всё от радости поёт и подбрасывает его вверх, как воздушный шарик! Именно любовь даёт ему силу, смысл и дарит возможность любить всё и всех. Пока он был рядом с Евгением в университете, он смотрел на мир его глазами, но стоило оказаться среди родных, он постепенно и довольно быстро, наполняется любовью. А любовь, она не знает границ. Аркадий встречает Катю! Понимает позднюю любовь отца, сочувствует дяде и трогательно любит его… Жалеет и сочувствует другу Евгению, его родителям, увлекается Одинцовой и переносит своё внимание на всё и всех. Именно любовь открывает души и сердца, именно семья даёт всем уверенность и силу, в преодолении всевозможных трудностей.
… «Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».
И пусть весь мир подождёт! До премьеры осталось меньше двух месяцев! Дождитесь, пожалуйста!

Автор – руководитель литературно-драматургической части Мичуринского драматического Н.Е. Андреева.